Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
30 июля 1903 года родился Борис Павлович Бещев — советский государственный деятель, министр путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС с 1952 года, депутат Верховного Совета СССР 4—8 cозывов. Почти три десятка лет возглавлял Министерство путей сообщения СССР (1948-1977).

Сын рабочего-текстильщика, в 8 лет остался без отца, воспитывался в семье старшего брата. С 1919 года семья перебралась в Поволжье, где Борис работал на железнодорожном телеграфе. Обрабатывая день за днём информацию сотен телеграмм о движении поездов, Бещев по собственной инициативе стал проводить их логистический анализ и обнаружил задатки организатора. Молодой телеграфист увидел простые способы улучшить логистику железнодорожных перевозок, переведя основную их часть на короткие (или быстрые) маршруты с задействованием большего числа паровозов.

Высшее образование получил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, который окончил с отличием.

В 1940—1941 годах — начальник Октябрьской железной дороги. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, с августа 1941 года — первый заместитель Оперативно-эксплуатационного управления НКПС. В статусе особоуполномоченного НКПС Бещев занимался организацией воинских перевозок, эвакуацией из Ленинграда ценного промышленного оборудования. Под руководством Бещева за два месяца перед блокадой из Ленинграда железнодорожным транспортом было вывезено 740 тысяч человек, более 90 промышленных предприятий.

Во второй половине 1941 года Бещев организовал эвакуацию железнодорожным транспортом из европейской части СССР на Урал и в Сибирь оборудования 2600 предприятий, 18 млн рабочих и членов их семей. Во встречном направлении, на фронт было доставлено 290 дивизий, свыше 2 млн солдат и командиров, сотни тысяч единиц танков, орудий, а также боеприпасы. Были подготовлены и обучены специальные фронтовые машинисты, управлявшие локомотивами в районах боевых действий и на непосредственных подступах к ним.

С июля 1942 года по 1944 год Бещев — начальник железной дороги имени В. В. Куйбышева. Стратегическое значение Куйбышевской железной дороги заключалось в том, что она связывала Центр и Юг Советского Союза с Уралом и Сибирью. Под началом Бещева в три раза выросли объёмы перевозок для наступающей Советской Армии — боеприпасов, военной техники, горючего и продовольствия. Бещев внедрил маршрутизацию перевозок, что значительно ускорило доставку грузов. Впервые в СССР запущены тяжеловесные и сдвоенные поезда.

Под руководством Бещева в 1943 году электрифицирован участок Куйбышев — Безымянка, а в 1944 году завершено строительство линии Ульяновск — Сызрань — Сенная — Вольск. Характерной особенностью Бещева была ежедневная работа «в поле», непосредственно на станциях и железнодорожных путях.

С 1944 года — заместитель наркома и начальник управления движения НКПС.
Весной 1945 года, в ходе подготовки Берлинской наступательной операции, Бещев организовал доставку на фронт в течение 20 суток 40 тысяч вагонов с воинскими грузами. Летом 1945 года Бещев организовал скрытную переброску на Дальний Восток по железной дороге советских войск, вступивших в войну с Японией.

С 1946 года Бещев — первый заместитель министра, а с 5 июня 1948 года — министр путей сообщения СССР. Вместе с назначением Совет Министров СССР присвоил Бещеву звание генерал-директора путей сообщения. Организовал восстановление подвижного состава и капитальный ремонт пути, разрушенного в ходе войны. К 1950 году грузооборот на железных дорогах СССР увеличился на 45 % в сравнении с довоенным уровнем.

При министре Бещеве, в начале 1950-х годов, впервые в СССР начата укладка 25-метровых рельсов вместо прежних, длиной 12,5 метра.
В 1950-х годах Бещев сконцентрировался на техническом перевооружении железнодорожного транспорта: электрификации железных дорог, модернизации подвижного состава. Эпохальным событием стал переход с паровозной (КПД не более 4—5 %) на тепловозную и электрическую тягу. Паровозы сжигали ежегодно более 100 млн тонн из добываемого в СССР угля. Прогрессивные виды тяги сократили себестоимость железнодорожных перевозок почти на треть.
К 1977 году, когда Бещев завершил карьеру, электрифицированные линии в СССР составили более трети от всей протяжённости сети

С 1956 года впервые в СССР началась укладка бесстыкового пути.
В 1958—1959 годах была проведена коренная реорганизация на сети, в ходе которой вместо 56 железных дорог в СССР появилось 26 крупных магистралей. Эта реорганизация значительно повысила управляемость на сети, увеличилась скорость движения пассажирских и грузовых поездов, доставки грузов, сократились сроки грузоперевозок.

За время пребывания Бещева в ранге министра МПС СССР грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе вырос в 8 раз, было построено 23,5 тысяч км новых главных путей, а месте со вторыми и третьими путями — более 40 тысяч км, осуществлена замена устаревших рельсов Р-43 на тяжёлые Р-65 и Р-75 с железобетонными шпалами.

Приказом министра Бещева от 20 октября 1961 года на Московской железной дороге был создан первый на железных дорогах Советского Союза информационно-вычислительный центр.

В 1964 году введена в эксплуатацию первая ЭВМ «Днепр-21», затем — электронная вычислительная машина первого поколения «Урал-14» на радиолампах, с вводом информации с перфокарт. Так впервые на сети была внедрена автоматизация учёта и оперативного планирования перевозочного процесса.

В 1970—1975 годах Бещев курировал железнодорожные перевозки военных грузов из Советского Союза через Китай во Вьетнам, где тогда шла война, в которой СССР оказывал широкомасштабную военно-техническую помощь антиамериканским силам. В этой межгосударственной деятельности проявился дипломатический талант Бещева, который успешно контактировал с главой министерства железных дорог КНР, что обеспечило транзитные перевозки через Китай без перебоев, строго по графику.

При Бещеве впервые прорабатывалась идея скоростного движения на Октябрьской железной дороге. Приказом министра от 29 мая 1957 года была разработана программа действий и определены технические меры для организации скоростного движения. Уже в 1957 году работы перешли в практическую плоскость: была впервые в СССР достигнута скорость 134 км/ч, которую тепловоз ТЭ7-001 с грузовым поездом весом 1000 тонн развил на перегоне Покровка — Клин. В последующие годы тепловоз с грузовыми поездами весом 800—900 тонн достиг скорости 140 км/ч. В 1965 году состоялись опытные поездки, в ходе которых электровоз серии ЧС2 с составом преодолевал расстояние 650 км между Москвой и Ленинградом за 4 часа 59 минут с максимальной скоростью 160 км/ч.

В 1970 году по поручению Бещева Конструкторское бюро авиационной техники А. С. Яковлева разработало, а Калининский вагоностроительный завод изготовил опытный экспериментальный скоростной вагон с авиационным реактивным двигателем. Спустя два года на Приднепровской дороге проведены динамические испытания состоящего из двух вагонов поезда массой 60 тонн, в ходе которых была достигнута скорость 249 км/ч. В 1970-х годах построены отечественные локомотивы, способные развивать скорость свыше 140 км/ч. Однако в итоге правительство СССР с учётом политической подоплёки сделало выбор в пользу скоростных электровозов, произведённых в Чехословакии.

Ушёл в отставку 14 января 1977 года, после 28 лет и 7 месяцев пребывания на посту министра МПС. По продолжительности пребывания в должности Бещев является рекордсменом среди советских министров, опережая министра иностранных дел СССР А. А. Громыко, находившегося на посту 28 лет и 5 месяцев.
С 1977 года Бещев — персональный пенсионер союзного значения.

Скончался 27 мая 1981 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем Бещева назван электровозоремонтный завод в Ярославле. Его бюст установлен в здании Московского вокзала в Ярославле.
30 июля 1903 года родился Борис Павлович Бещев — советский государственный деятель, министр путей ...
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх