
Загадка портрета Марии Лопухиной...
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» кисти Владимира Лукича Боровиковского.
Художнику позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику в 1797 году её муж, Степан Лопухин, егермейстер при дворе Павла І.
Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье.
Мария блистала в свете, но в 24 года, всего через несколько лет после написания портрета, она скончалась от скоротечной чахотки, не оставив своему мужу детей. Степан Лопухин ненадолго пережил жену.
Даже в привычном к ранним смертям великосветском обществе ее уход воспринимался как необычное явление.
Шептались о том, что ее отец слишком далеко продвинулся в оккультных масонских знаниях, и его дочь умерла в наказание за его дерзость перед высшими силами.
Также говорили, что Иван Толстой с помощью мистических заклинаний поместил дух дочери в портрет, поэтому на него теперь нельзя смотреть молодым девушкам, иначе они повторят судьбу несчастной Марии.
Мистический страх перед портретом доходил до того, что даже перечисляли имена тех смотревших на портрет барышень, которые погибли такой же смертью, как Лопухина.
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи.
С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия.
Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.
Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Поэт Яков Полонский посвятил ему такие строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Портрет Марии Лопухиной. Художник Владимир Лукич Боровиковский, 1797 год.
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» кисти Владимира Лукича Боровиковского.
Художнику позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику в 1797 году её муж, Степан Лопухин, егермейстер при дворе Павла І.
Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье.
Мария блистала в свете, но в 24 года, всего через несколько лет после написания портрета, она скончалась от скоротечной чахотки, не оставив своему мужу детей. Степан Лопухин ненадолго пережил жену.
Даже в привычном к ранним смертям великосветском обществе ее уход воспринимался как необычное явление.
Шептались о том, что ее отец слишком далеко продвинулся в оккультных масонских знаниях, и его дочь умерла в наказание за его дерзость перед высшими силами.
Также говорили, что Иван Толстой с помощью мистических заклинаний поместил дух дочери в портрет, поэтому на него теперь нельзя смотреть молодым девушкам, иначе они повторят судьбу несчастной Марии.
Мистический страх перед портретом доходил до того, что даже перечисляли имена тех смотревших на портрет барышень, которые погибли такой же смертью, как Лопухина.
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи.
С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия.
Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.
Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Поэт Яков Полонский посвятил ему такие строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Портрет Марии Лопухиной. Художник Владимир Лукич Боровиковский, 1797 год.

Следующая запись: Вспыхнет фиолетовое пламя
Лучшие публикации