
Никто не знает, сколько в ее жизни было испытаний.
О закрытой и непарадной Быстрицкой
О том, какой grande dame российского театра была в жизни и на сцене
Так получилось, что последнюю свою роль, главную роль, Быстрицкая сыграла в моем спектакле "Любовный круг" по Сомерсету Моэму. Это было открытие, все об этом много писали, потому что Моэм никогда не шел в Малом театре. Это было впервые, и мне было важно назначить кого-то неожиданного на главную роль.
И когда я выбрал Быстрицкую, я убедился, с какой отдачей она работала и как она пошла мне навстречу. Мы все привыкли видеть ее этакой grande dame, величественной героиней, она всегда играла сильные драматические роли. Хотя бы вспомнить "Тихий Дон" и другие ее фильмы. А здесь надо было сыграть этакую grande coquette, комедийную роль, характерную.
И я вдруг понял, когда увидел, с какой жадностью она репетирует, что она, оказывается, не наигралась в своей жизни в комедийные, характерные роли. Она была счастлива, что ей досталось именно такое амплуа. Может быть, поздно, но у нее были прекрасные партнеры — Борис Клюев, Василий Бочкарев, и этот любовный круг действительно возникал на сцене на радость зрителям. Все их провожали всегда стоя.
Я тогда осознал, что есть этакая икона Малого театра Элина Авраамовна Быстрицкая, а есть непарадная сторона. Она, оказывается, иногда очень долго ждала главных ролей, просто мы это не знаем. И эту роль она ждала восемь лет, поэтому с удовольствием ее играла практически до последних дней.
Вообще она человек закрытый, и никто не знает, сколько в ее жизни было испытаний. Кажется, что у нее все премии, все звания, все ордена. Она и представляла Федерацию гимнастики, болела за девчонок за рубежом, и была президентом бильярдного союза. Казалось бы, Быстрицкая — везде. Но никто не знает каких-то ее личных тайн.
Даже когда она не могла играть в театре, актриса до последнего, каждый год приезжала 9 мая и участвовала в сборном концерте. Она исполняла одну-две военные песни под легкий аккомпанемент, и это было что-то невероятное, потому что они всегда брали за душу зал. И, конечно, когда появлялась Быстрицкая вся в орденах, все вспоминали, что она действительно из немногих, кто остался.
Она была на войне девчонкой, и она вытаскивала с поля боя мальчишек, была простой санитаркой. Поэтому она вкладывала душу в эти военные песни, пела о том, о чем знала, пела о своей молодости. Если вспомнить ее картины, она всегда играла женщин боевых, честных, отстаивающих свою позицию. И такой же она была в жизни.
Кто-то ее боялся в Малом театре, говорили, что она была очень строгая. И Быстрицкая действительно не могла простить партнеру какие-то огрехи и всегда потом после спектакля говорила: "Давай еще пройдем, давай еще поработаем над этим". Она всю свою жизнь посвятила искусству и была настоящим трудоголиком. Вся ее жизнь была брошена на алтарь искусству, поэтому у нее не было яркой личной жизни, но она сделала свой выбор и осталась большой, великой актрисой. Для Малого театра — это последняя народная артистка Советского Союза.
Элина Авраамовна никогда не допускала по отношению к себе никакого амикошонства, мужчины не могли фривольно к ней подойти. Я даже знаю, что иногда на гастролях, например, актриса выходила из лифта и шла пешком по лестнице, если ее кто-то слишком пристально рассматривал. Она всегда соблюдала дистанцию. Однажды она даже осадила одного генерала, который слишком фривольно к ней подошел, чтобы подарить цветы. Быстрицкая всегда была строгой с мужчинами и не допускала никого в личную жизнь. Не давала снимать свои квартиру и дачу, что любят делать современные артисты. Актриса считала, что должна оставаться какая-то тайна. И по молодости она тоже проявляла характер. Например, на одном из комсомольских собраний она дала пощечину одному из ухажеров и не скрывала этого. Для нее это было принципиально.
Быстрицкая — требовательная актриса. Она честно могла сказать, что что-то не понимает или ей скучно. Но я из тех режиссеров, которым очень нравилось это, потому что другие иногда, наоборот, обижались. А мне импонировала ее откровенность, потому что мы делали общее дело. Мы по-настоящему подружились, и потом я часто бывал у нее дома, мы ездили на дачу. Элина Авраамовна действительно закрытый человек, но если ей уж кто-то нравился, то все — он точно свой. А строгость — это важно. Не стоит забывать, что она выпустила свой курс и работала как педагог. Она мне говорила, что молодые актеры должны сразу понять, что театр — это не просто тусовка, а служение. Это она вкладывала в мальчишек и девчонок: это даже не работа, а что-то выше. Так старики Малого театра представляли себе сцену. Не просто бытовой выход с выученным текстом, а служение! Вот в чем была ее строгость.
Кстати, многие из ее студентов потом стали успешными актерами. И вообще, конечно, ее строптивый характер — больше имидж, потому что когда к ней кто-то из актеров или актрис подходил за советом, она всегда его давала. Больше того, когда мы репетировали, она подсказывала какие-то свои личные секретики молодым актерам и актрисам: где нужно сделать паузу, как выйти на аплодисменты. И мне это было очень дорого, потому что такое знала только она.
Быстрицкая знала сцену Малого театра, ее законы и хитрости. Она делилась всем абсолютно безвозмездно, не была забронзовевшей. Есть такие актеры, к которым не подойти. Нет! Она была доступной, но с характером, и поэтому-то она и была звездой. Звезды без характера я не знаю.
Быстрицкая прекрасно понимала силу и форму актерской игры — всегда с художником вместе обсуждала все эскизы. Ей было очень важно, как она выглядела. В том же спектакле "Любовный круг" мы победили время: она стала играть его, когда ей было уже около 80 лет, но никто этого не замечал. У нее был прелестный брючный костюм, она выходила в шляпке. В этом смысле она стопроцентный соавтор и режиссера, и художника. Она всегда следила за тем, как выглядит, как она двигается. В нашем спектакле, например, Быстрицкая попросила, чтобы ей поставили рояль. Мы специально придумали сцену с роялем, чтобы у нее был такой ностальгический кусочек, когда она грустит о прошлом. Быстрицкая действительно очень пластична, она регулировала все, вплоть до высоты каблучков, чтобы быть легкой и подвижной. Она вымеряла ее по миллиметрам. Актриса всегда сама делала грим и никого к себе не подпускала. У нее была особая диета — за неделю до спектакля она уже совершенно по-другому питалась. Она была ослепительной красоты женщина. Мужчины и весь зал замирали при виде ее, каждое ее появление вызывало аплодисменты.
Такую актрису уже нигде не найти! Она была такая одна, настоящая звезда.
Элина Быстрицкая умерла 26 апреля 2019 года. Прощание с актрисой прошло в Малом театре, а похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.
(Житинкин Андрей
Народный артист РФ, режиссер театра и кино)
Фото: Актриса Элина Быстрицкая у входа в Малый театр, 1960 год
О закрытой и непарадной Быстрицкой
О том, какой grande dame российского театра была в жизни и на сцене
Так получилось, что последнюю свою роль, главную роль, Быстрицкая сыграла в моем спектакле "Любовный круг" по Сомерсету Моэму. Это было открытие, все об этом много писали, потому что Моэм никогда не шел в Малом театре. Это было впервые, и мне было важно назначить кого-то неожиданного на главную роль.
И когда я выбрал Быстрицкую, я убедился, с какой отдачей она работала и как она пошла мне навстречу. Мы все привыкли видеть ее этакой grande dame, величественной героиней, она всегда играла сильные драматические роли. Хотя бы вспомнить "Тихий Дон" и другие ее фильмы. А здесь надо было сыграть этакую grande coquette, комедийную роль, характерную.
И я вдруг понял, когда увидел, с какой жадностью она репетирует, что она, оказывается, не наигралась в своей жизни в комедийные, характерные роли. Она была счастлива, что ей досталось именно такое амплуа. Может быть, поздно, но у нее были прекрасные партнеры — Борис Клюев, Василий Бочкарев, и этот любовный круг действительно возникал на сцене на радость зрителям. Все их провожали всегда стоя.
Я тогда осознал, что есть этакая икона Малого театра Элина Авраамовна Быстрицкая, а есть непарадная сторона. Она, оказывается, иногда очень долго ждала главных ролей, просто мы это не знаем. И эту роль она ждала восемь лет, поэтому с удовольствием ее играла практически до последних дней.
Вообще она человек закрытый, и никто не знает, сколько в ее жизни было испытаний. Кажется, что у нее все премии, все звания, все ордена. Она и представляла Федерацию гимнастики, болела за девчонок за рубежом, и была президентом бильярдного союза. Казалось бы, Быстрицкая — везде. Но никто не знает каких-то ее личных тайн.
Даже когда она не могла играть в театре, актриса до последнего, каждый год приезжала 9 мая и участвовала в сборном концерте. Она исполняла одну-две военные песни под легкий аккомпанемент, и это было что-то невероятное, потому что они всегда брали за душу зал. И, конечно, когда появлялась Быстрицкая вся в орденах, все вспоминали, что она действительно из немногих, кто остался.
Она была на войне девчонкой, и она вытаскивала с поля боя мальчишек, была простой санитаркой. Поэтому она вкладывала душу в эти военные песни, пела о том, о чем знала, пела о своей молодости. Если вспомнить ее картины, она всегда играла женщин боевых, честных, отстаивающих свою позицию. И такой же она была в жизни.
Кто-то ее боялся в Малом театре, говорили, что она была очень строгая. И Быстрицкая действительно не могла простить партнеру какие-то огрехи и всегда потом после спектакля говорила: "Давай еще пройдем, давай еще поработаем над этим". Она всю свою жизнь посвятила искусству и была настоящим трудоголиком. Вся ее жизнь была брошена на алтарь искусству, поэтому у нее не было яркой личной жизни, но она сделала свой выбор и осталась большой, великой актрисой. Для Малого театра — это последняя народная артистка Советского Союза.
Элина Авраамовна никогда не допускала по отношению к себе никакого амикошонства, мужчины не могли фривольно к ней подойти. Я даже знаю, что иногда на гастролях, например, актриса выходила из лифта и шла пешком по лестнице, если ее кто-то слишком пристально рассматривал. Она всегда соблюдала дистанцию. Однажды она даже осадила одного генерала, который слишком фривольно к ней подошел, чтобы подарить цветы. Быстрицкая всегда была строгой с мужчинами и не допускала никого в личную жизнь. Не давала снимать свои квартиру и дачу, что любят делать современные артисты. Актриса считала, что должна оставаться какая-то тайна. И по молодости она тоже проявляла характер. Например, на одном из комсомольских собраний она дала пощечину одному из ухажеров и не скрывала этого. Для нее это было принципиально.
Быстрицкая — требовательная актриса. Она честно могла сказать, что что-то не понимает или ей скучно. Но я из тех режиссеров, которым очень нравилось это, потому что другие иногда, наоборот, обижались. А мне импонировала ее откровенность, потому что мы делали общее дело. Мы по-настоящему подружились, и потом я часто бывал у нее дома, мы ездили на дачу. Элина Авраамовна действительно закрытый человек, но если ей уж кто-то нравился, то все — он точно свой. А строгость — это важно. Не стоит забывать, что она выпустила свой курс и работала как педагог. Она мне говорила, что молодые актеры должны сразу понять, что театр — это не просто тусовка, а служение. Это она вкладывала в мальчишек и девчонок: это даже не работа, а что-то выше. Так старики Малого театра представляли себе сцену. Не просто бытовой выход с выученным текстом, а служение! Вот в чем была ее строгость.
Кстати, многие из ее студентов потом стали успешными актерами. И вообще, конечно, ее строптивый характер — больше имидж, потому что когда к ней кто-то из актеров или актрис подходил за советом, она всегда его давала. Больше того, когда мы репетировали, она подсказывала какие-то свои личные секретики молодым актерам и актрисам: где нужно сделать паузу, как выйти на аплодисменты. И мне это было очень дорого, потому что такое знала только она.
Быстрицкая знала сцену Малого театра, ее законы и хитрости. Она делилась всем абсолютно безвозмездно, не была забронзовевшей. Есть такие актеры, к которым не подойти. Нет! Она была доступной, но с характером, и поэтому-то она и была звездой. Звезды без характера я не знаю.
Быстрицкая прекрасно понимала силу и форму актерской игры — всегда с художником вместе обсуждала все эскизы. Ей было очень важно, как она выглядела. В том же спектакле "Любовный круг" мы победили время: она стала играть его, когда ей было уже около 80 лет, но никто этого не замечал. У нее был прелестный брючный костюм, она выходила в шляпке. В этом смысле она стопроцентный соавтор и режиссера, и художника. Она всегда следила за тем, как выглядит, как она двигается. В нашем спектакле, например, Быстрицкая попросила, чтобы ей поставили рояль. Мы специально придумали сцену с роялем, чтобы у нее был такой ностальгический кусочек, когда она грустит о прошлом. Быстрицкая действительно очень пластична, она регулировала все, вплоть до высоты каблучков, чтобы быть легкой и подвижной. Она вымеряла ее по миллиметрам. Актриса всегда сама делала грим и никого к себе не подпускала. У нее была особая диета — за неделю до спектакля она уже совершенно по-другому питалась. Она была ослепительной красоты женщина. Мужчины и весь зал замирали при виде ее, каждое ее появление вызывало аплодисменты.
Такую актрису уже нигде не найти! Она была такая одна, настоящая звезда.
Элина Быстрицкая умерла 26 апреля 2019 года. Прощание с актрисой прошло в Малом театре, а похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.
(Житинкин Андрей
Народный артист РФ, режиссер театра и кино)
Фото: Актриса Элина Быстрицкая у входа в Малый театр, 1960 год

Следующая запись: СТРАННАЯ ИСТОРИЯ
Лучшие публикации